Готовлю к ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам и ДВИ в МГУ и МГЮА по истории и обществознанию. Иногда приходится решать не столь ординарные задачи (например, подготовка к телепередаче "Умники и Умницы" ). Имею ряд авторских наработок, некоторые из которых нашли выражение, например, в пока не изданной брошюре по методике написания эссе (Последнее задание ЕГЭ по обществознанию). Также готовится еще одно авторское пособие более фундаментального характера. Возможны занятия индивидуально и в минигруппах.
О принципах работы и методиках преподавания:Что я поставил бы на первое место? Наверно, доброжелательную атмосферу и доверие. Обычно, на самом первом занятии я сразу говорю ученику, что я не школьный учитель, который ставит тебе оценку, не надзиратель и не экзаменатор. Мы союзники и у нас общая цель. Если ты чего-то не понимаешь, то спрашивай. Стесняться здесь нечего. Спрашивай столько раз, сколько будет нужно. Конечно, чаще всего, этого не требуется и понимание достигается быстро, но, я считаю, ученик должен знать, что, в случае необходимости, он может задавать вопросы пока тема не станет для него кристально ясна, и у меня хватит терпения спокойно и обстоятельно объяснить ему все. Разумеется, это не означает, что я отпускаю ученика на самотек и предоставляю ему полную свободу определять, что тот или иной фрагмент учебного материала полностью усвоен, и можно переходить к следующему. Контроль, как в виде устного опроса, так и в форме решения заданий обязательно присутствует, но при том при всем том сохраняется главное – чувство того, что мы делаем общее дело.Отчасти я уже вскользь упомянул об этом выше, еще один из главных принципов моей работы – акцент на понимание, а не бездумное запоминание информации. Отсутствие данной составляющей - это то, за что я больше всего критикую стандартных учителей, которые часто не только не могут объяснить детям, но и не понимают многое сами. Конечно, материал, который нужно банально запомнить тоже есть, но, всякий раз, когда имеется возможность запоминать не механически, лучше придерживаться этого принципа. ЕГЭ – важная веха в жизни, его нужно сдать хорошо, но сдать только ради бумажки – не самый лучший вариант. Согласитесь, обидно в течение года или двух тратить массу времени и сил на то, что забудется на следующий день после экзамена? Да и успех дальнейшего обучения тогда под большим вопросом – поступить и вылететь из университета после первой сессии – наверно самая неприятная перспектива из возможных. По итогам подготовки в сухом остатке должны остаться и те качества, которые обычно не связывают с ЕГЭ: умение мыслить, рассуждать, и, естественно, знания. Цель нашей работы – это не только поступить, но и создать реальную базу для последующего образования.А теперь о том, что нужно просто запомнить. Есть множество мнемонических приемов и систем, помогающих это сделать. И я могу с ними познакомить. Более того, одно из главных направлений, которые я сейчас прорабатываю – использование мнемоники при обучении обществознанию. Изученная таким образом информация запоминается намного быстрее и сохраняется в памяти дольше. Кстати, освоенные приемы мнемотехники можно будет потом применять и при изучении других предметов и во время учебы в университете.
О себе и системе школьного образования:
Часто спрашивают о том, преподаю ли я в каких-то государственных учебных заведениях. Нет, и мнение об усредненном образе школьного преподавателя, по обществознанию во всяком случае, у меня не самое лестное. Чаще всего, ученики ко мне приходят, не имея тех базовых знаний, которые школьный учитель должен был дать. И дело тут не только в учениках. Особенно неприятная для системы образования правда состоит в том, что многие учителя не справляются с заданиями ЕГЭ. Да, это так. Это долго замалчивалось и сейчас не очень афишируется. Если педагоги и сдают ЕГЭ, то чаще всего анонимно и вообще практика очень малораспространенная. А иногда защитники таких учителей переходят в нападение, и пресса пестрит гневными статьями о «негуманности» требования сдачи ЕГЭ самими преподавателями, к которому они готовят. И это при, мягко говоря, более чем скромных требованиях. Причем речь не только о сложности выполнять задания с нужной скоростью, нередко это еще и полное непонимание многих тем курса… Может быть, система образования настолько косна, что педагогические вузы не успели подготовить достаточное количество специалистов по этому предмету, хотя пора бы уже. Но и у текущих выпускников педвузов уровень так себе, поэтому в ближайшей исторической перспективе, боюсь, что и не подготовят.Да и пойти работать в школу хорошего специалиста может заставить, разве что ну очень большая любовь к детям. Выигрыш от выбора формата частной практики очевиден - и по доходу и по более удобному графику, и отвечать нужно только за результат и только перед заказчиком, не заполняя бесчисленное множество никому не нужных бумажек.А в вузе? Мог бы, и это было бы интересно. Но там я бы преподавал британскую историю – это совсем не та тема, которую я транслирую детям. С точки зрения репутации это было бы вишенкой на торте, я мог бы гордо написать, что преподаю истории Великобритании в таком-то университете. Но мой принцип - это быть, а не казаться. На данном этапе жизненного пути я стремлюсь совершенствоваться в том, чем непосредственно занимаюсь. Когда-нибудь, когда я осуществлю все свои проекты, издам пособия, которые запланировал издать, возможно, я и займусь преподаванием в вузе, рассматривая этот вид деятельности как дауншифтинг или хобби.