Начинала репетиторство с того, что, кроме основных профессий, занималась обучением внуков, детей и внуков друзей и знакомых. Сейчас, чаще всего, преподаю русский язык, литературу, в том числе, в школе (5-10 классы). Готовлю к ВПР, ОГЭ (ГИА). Помогаю научиться писать изложения, сочинения, учу детей понимать "язык тестов": очень часто ученики делают ошибки не потому, что не знают правильный ответ, а потому, что не понимают вопрос теста. Иногда приходится начинать с азов. Однако, по моему опыту, многим детям часто просто не хватает уверенности в своих знаниях. То же касается и взрослых, с которыми я иногда тоже работаю. Часто возникают проблемы с использованием терминов, которые кажутся понятными, но, во время занятий, выясняется, что понятны "не совсем", или поняты вовсе неправильно. Работаем с лексикой - это тоже очень важно при выполнении заданий. Многим ученикам, которые учатся в начальной и школе общего образования, а также их родителям, кажется, что литература - не обязательный предмет. Каково же их удивление, когда, при подготовке к ОГЭ по РУССКОМУ ЯЗЫКУ, выясняется, что необходимо уметь писать сочинения, изложения. А также разбираться в стилях речи, знать теорию литературы, уметь отличать эпитет от метафоры, метафору от сравнения и так далее, не говоря уже о том, что нужно читать и слушать правильно. Я бы даже сказала рационально. В итоге детям приходится за короткое время учиться всему и сразу. Работаю и с учениками, которые решили сдавать ОГЭ по русской литературе. В этом случае детям приходится читать много произведений, которые не изучаются в школе.. К примеру, надо знать, что "Слон и Моська" - это не только басня Ивана Андреевича Крылова, а ещё и рассказ Александра Степановича Гриневского. Большинство людей знают его по псевдониму Александр Грин. Для всех это имя обычно ассоциируется со словом "романтика": "Алые паруса", "Блистающий мир", " Бегущая по волнам", Гринландия наконец! И вдруг - "взять под микитки", "бог не выдаст - свинья не съест", "емнастика", вместо "гимнастика", какие-то "запрещенные прокламации"... Необходимо знать биографию писателя, чтобы понять произведение, правильно ответить на вопросы теста, правильно определить стиль, найти стилистически окрашенные слова. Ещё хорошо знать, что Баха можно не только слушать, но и читать.) Иоганн Себастьян Бах - потрясающий немецкий композитор, но Ричард Бах - знаменитый американский писатель, летчик, потомок композитора, как утверждают различные источники, написал "Чайку по имени Джонатан Ливингстон", "Мост через вечность" и др. Что значит правильно слушать и правильно читать? Прежде всего - понимать основное содержание текста, основную мысль, научиться выделять темы и микротемы, находить ключевые слова. Это важно не только для изложения (1-я часть ОГЭ,) но и для сочинения (3-я часть). Часто возникают проблемы с членением текста, путаница в терминологии, стилистике. Особенно, если учеником выбран вариант сочинения-рассуждения в научном или публицистическом стиле. При оценке сочинения учитывается не только грамотность (синтаксис, орфография, пунктуация), но и смысловая цельность, структурная связанность, наличие основной мысли, логика развития замысла, законченность.Учитывается также точность, выразительность речи. Этот текст не соответстствует вышеперечисленным требованиням, как минимум, в плане членения.) Мои ученики очень быстро понимают темы, которые им раньше казались очень сложными. Для каждого ученика пишу отдельные планы, рисую схемы и таблицы. Стараюсь сделать всё, чтобы быстро и понятно объяснить, научить. Конечно, это касается языка, но в литературе схемами не обойтись).Живу в г. Дубна Московской обл. Это - наукоград. Мои дети считают, что Дубна - лучший город в мире.)